Новости

25.03.2022

Лахта Центр

25 Марта 2022 года на сайте российского интернет-портала в сфере архитектуры - Архи.ру была опубликована статья о процессе строительства Лахта Центра в городе Санкт-Петербург, в котором наша компания принимала непосредственное участие.

Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.

Ф. Никандаров.jpg

Арка – отдельное здание-вход в высотную доминанту комплекса. С учетом огромного числа работников и посетителей башни логистика функций, связанных с прибытием в комплекс – ресепшен-стойки, зоны ожидания, турникеты, пункты контроля, бюро пропусков, кафе и прочее, – не умещается в пятне застройки собственно башни и требует значительного по площади многосветного и многоуровневого пространства вестибюля, связанного с прилегающей площадью и зоной подъездов-входов, защищенной от осадков навесом. Роль такого приглашающего входного элемента и выполняет арка. Исторически и семиотически именно арочная форма сигнализирует о функции главного входа. Наша арка напоминает склонившуюся птицу, развернувшую крылья, как бы приглашая войти внутрь комплекса.


111.jpg


В интерьере центральное место занимает белоснежная рампа, она поднимается спиралью на консольно парящий антресольный уровень, где расположено кафе и выход на общественную площадь перед башней. В нашем случае арка очень пологая и имеет сложную несимметричную геометрию двоякой положительной кривизны (конус вместо цилиндра в центральной части), повышаясь в сторону башни. Проекция кровли на горизонтальной плоскости имеет дугообразную форму длиной

около 125 м (158 м, включая смежные зоны порталов-проездов), но сам пролет зоны вестибюля составляет
98 м. Максимальная высота вершины арки с восточной стороны – 18 м, с западной – 24 м.

Сложность стальной конструкции определена сочетанием арочных ферм, перекрещенных в пространстве. Основные несущие конструкции – это четыре арки, которые имеют разную стрелу подъема и соединены между собой фермами с шагом 6.6 метра. Все арочные фермы собраны из стальных холодногнутых труб. С горизонтальной составляющей распора, раздвигающей опорные части арки, справились по технологии строительства вантовых мостов: в плиту перекрытия заложены 14 гильз каналообразователей, в каждом из которых размещены по 10 высокопрочных стальных канатов
диаметром 12.5 мм. С помощью специальных устройств эти канаты натягиваются, компенсируя раздвигающую силу распора. Затем в каналообразователи закачивается специальный раствор, трансформирующий пучки канатов в монолитный трос. Все четыре арки с каждой стороны приходят на одну нитку опоры, опорные элементы арок закреплены не жестко, а неподвижно-шарнирным способом, подобно суставу в анатомии.

- « -

Кровля Kalzip из нержавеющей стали

Арка сложной сводчатой формы с высотой 24 метра и шириной пролета в 98 метров имеет площадь кровли около 7000 м2, а длина ее изогнутой поверхности – 140 метров. Кровля покрыта панелями Kalzip на скользящих кляммерах. Это первый проект компании Kalzip в России из нержавеющей стали для такого рода кровли.

Сложная геометрия крыши, большой размер применяемых панелей, так называемых «картин», и необходимость адаптации проекта к климату Санкт-Петербурга стали вызовом для мастеров компании-подрядчика ЭКС ПП «Экологические технологии» из Москвы. Для подъема панелей на кровлю было разработано специальное подъемное оборудование. Также специалистами компании был предложен дизайн водосточной системы, оптимально учитывающий климатические особенности берега Финского залива.

В архитектурном решении кровли для Филиппа Никандрова было очень важно соблюсти дизайн-код по материалам. «Как на нью-йоркском небоскребе Крайслер есть два главных материала: сталь и камень, так и на Лахта Центре это нержавеющая сталь и стекло», – говорит архитектор.

Сложная геометрия входной арки требовала устройства фальцевой кровли. Как правило ее выполняют из алюминия. Архитектор предложил выполнить ее из нержавеющей стали по технологии Kalzip. Это был один из первых опытов в мире на таком знаковом объекте. И все получилось. «В итоге стальная кровля Арки Главного входа сверкает на солнце в унисон со всеми остальными стальными фасадными элементами комплекса», – резюмирует автор.

- « -


Монтаж кровли такого знакового объекта, как стилобатная часть Лахта-центра, был непростым и иногда превращался в шоу, которое собиралась смотреть вся стройплощадка. Работу затруднял тяжелый климат Петербурга с частыми дождями и порывистым ветром. Общая площадь покрытия Арки Главного входа составила 7000 м2. Кровля была выполнена по запатентованной немецкой системе высокопрофильного промышленного фальца Kalzip из нержавеющей стали 316 L, UGISAND 0,6 мм по скользящим клип-опорам.

374415.jpg 374399.jpg  

Процесс монтажа кровли.

Профильные листы кровли закрепляются в одной точке каждая, остальное ездит по скользящим клипам. Таким образом, линейное расширение гасится. Такое исполнение предназначено для устройства покрытия самых сложных конфигураций и гарантирует долговечность, не требуя обслуживания. Максимальная длина составной картины составила более 140 м. Сложная геометрия кровли потребовала применения картин свободных форм. Выбирая способ соединения панелей между собой, остановились на заклепочных стыках (в качестве альтернативного метода рассматривалась сварка).


DJI_0006-1.jpg


В некоторых случаях монтаж требовал нестандартных решений. Длина одной из частей картины превысила 45 метров, поэтому для подачи таких картин к месту монтажа была изготовлена специальная траверса. Этот процесс и стал своеобразным шоу, которое сбежались смотреть работники соседних участков. Из других изобретений – оригинальная система ходовых дорожек и беспрецедентный случай монтажа полутораметровых консолей профлиста с усилением оцинкованными балками: проблема возникла по причине строительных нестыковок и была успешно решена.

- « -


Как известно, у мега-башен современного мира есть несколько измерений. С одной стороны, их главная задача – поражать воображение высотой, масштабом, силуэтом. Их видно издали, их ищут глазами: кто-то не без скепсиса – кто-то, напротив, в восторгом от победы человеческих усилий над реальностью, начиная от земного тяготения и заканчивая северным обледенением. Так или иначе, а небоскреб становится символом своего города.

С другой стороны, у каждого небоскреба есть и другое измерение – человеческое. Все же он не египетская пирамида и рассчитан на пребывание множества людей внутри. И тут важен уже не силуэт и высота, даже не числовые рекорды – важен комфорт людей, приходящих на работу и на встречи. Входы, атриумы, общественные пространства: небоскреб – это вертикальный город, и при всех хайтек-особенностях и экстра-характеристиках, он должен быть и комфортным, и эффектным для личного восприятия. Согласимся с Филиппом Никандровым – проектирование и реализация нижних ярусов небоскреба оказываются более ответственными, важными и сложными задачами, чем даже работа с собственно башней. Они должны соответствовать общему размаху, но в их случае качество считывается не на расстоянии, а вблизи. Получается, что если саму башню строят в расчете на «город и мир», то ее вход – в расчете на людей. И для людей. В чем заключается и ценность, и сложность.

Предыдущая новость

13.10.2021

Новый спортивный комплекс образовательного центра Сириус занял 1 место в конкурсе, проводившемся на 69 конгрессе IFD Awards 2021 в городе Марбурге с 13-16 октября